Меры поддержки открытых архитектур и микроэлектроники в России и Китае — две стороны одной медали

Не секрет, что в 1990-е годы для российских предприятий микроэлектроники основным покупателем был Китай — российские чипы были во многих часах, калькуляторах и прочей продукции, производившейся в этой стране. Объяснение простое — в 1990-е Китай не имел собственной микроэлектронной индустрии. Но ситуация кардинально поменялась — теперь Китай выступает основным поставщиком микроэлектроники для России. И в текущих реалиях у этого расклада множество издержек.

Конечно, государство сыграло и продолжает играть ключевую роль в становлении микроэлектронной промышленности Китая. Но и Россия декларирует поддержку собственной промышленности, в частности и микроэлектронной. Так есть ли у российских производителей шансы если не отыграть утраченные позиции, то хотя бы обеспечить внутренний рынок?

Кроме того, важный момент, которому стоит уделить внимание, — поддержка открытых архитектур, без которых достижение технологического суверенитета не представляется возможным. В отличие от софтверных технологий, в области хардверных решений сложилось довольно сложное положение. И тут тоже хотелось бы сравнить российскую ситуацию с китайской.

В общем, давайте разберемся, как Россия и Китай поддерживают национальных производителей и открытые архитектуры.

В Китае меры поддержки глобально делятся на общие (национальный уровень) и местные (региональный и муниципальный уровни).

В отношении индустрии интегральных схем Китай является государством с догоняющим типом развития, долгое время полагаясь на международное разделение труда. Комплексная политика по локализации всей производственной цепочки на территории континентального Китая реализована только после 2014 года. Но, несмотря на развитие инфраструктуры для производства интегральных схем, в технологической сфере Китай в значительной мере отставал от лидеров рынка.

Для поддержки индустрии интегральных схем в КНР были предприняты государственные меры по следующим направлениям: налогово-бюджетная политика; инвестиции и финансирование; поддержка НИОКР; импортно-экспортный контроль; поддержка талантов; совершенствование системы защиты прав интеллектуальной собственности; поддержка международной кооперации.

Наиболее развитые программы созданы у Пекина, Шанхая и Шэньчжэня.

Пекин

С 2022 года поддержка отрасли осуществляется согласно «Руководству по реализации Пекинского фонда развития высокотехнологичной и передовой промышленности на 2022 год», которое обновляется ежегодно. Награды и льготы осуществляются по следующим направлениям: налоговые каникулы; скидки по кредитам для ключевых инвестиционных проектов; награды (премии) за разработку продуктов для проектирования интегральных схем; награды (премии) проекта «100 новых интеллектуальных производств»; субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии (автомобильные чипы); субсидии по финансовому лизингу для передовых производственных предприятий; гранты на покупку инструментов для автоматизации электронного проектирования (electronic design automation, EDA) предприятиями по производству интегральных схем; награды (премии) за модернизацию предприятий.

Шанхай

В Шанхае также осуществляется поддержка по таким направлениям, как поддержка талантов, предпринимательства, инвестиционная и финансовая поддержка; поддержка исследований и разработок, поддержка внедрения инноваций. Ключевым отличием от Пекина является наличие «белого списка» компаний, пользующихся таможенными льготами.

Кроме того, Шанхай реализует поддержку проектов и компаний в области интегральных схем через технопарки и инновационные платформы.

Шэньчжэнь

В 2022 году был объявлен план действий по удвоению стоимости существующего сектора микросхем в течение трех лет. Шэньчжэнь сосредоточен главным образом на производстве интегральных схем, поэтому приоритетами для города являются два ключевых проекта, один из которых — разработка ПО для инструментов EDA и высококачественных чипов, второй — строительство заводов по производству интегральных схем 28 нм, а также высокотехнологичных специализированных производственных линий.

В России созданы две группы инструментов — для самих предприятий и для реализации инфраструктурных проектов.

Источником финансирования мероприятий в рамках госпрограммы является федеральный бюджет, и за ее реализацию отвечает Минпромторг.

Основными инструментами финансирования мероприятий этой госпрограммы являются НИИРы (научно-исследовательские инженерные работы) и НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которые финансируются из средств федерального бюджета.

Далее идут инструменты для формирования технологического задела:

— предоставление субсидий производителям радиоэлектронной и микроэлектронной продукции, причем только 70% средств проекта предоставляется из бюджета государства;

— субсидии для производителей микроэлектронного оборудования, где бюджетные средства составляют 90%;

— субсидии производителям технологического оборудования, где бюджетные средства составляют 90%.

Для осуществления подобных проектов созданы такие инструменты, как кластерная инвестиционная платформа, позволяющая привлечь средства под 5-7%, и промышленная ипотека для предприятий из обрабатывающих отраслей промышленности, которые могут получить заем как на расширение производственных мощностей, так и на создание новых.

Китай

С 2018 года Китай постепенно расширяет свое участие в комплексных разработках технологии RISC-V. Компании, занимающиеся разработкой и производством на базе RISC-V, имеют право претендовать на льготы в рамках национальных и региональных программ развития индустрии интегральных схем и ПО.

В 2021 году опубликован 14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025) и долгосрочных целей КНР, направленный на укрепление стратегической научно-технической мощи Китая с упором на поддержку роста сообществ цифровых технологий с открытым исходным кодом и улучшение правовой базы в отношении интеллектуальной собственности с открытым исходным кодом.

Количество китайских организаций, являющихся партнерами высокого уровня в Международном альянсе RISC-V, свидетельствует, что КНР стремится ускорить развитие отечественных и международных сообществ и платформ по разработке архитектуры с открытым исходным кодом. И хотя на национальном уровне в КНР отсутствует комплексная политика поддержки развития непосредственно архитектуры RISC-V, она осуществляется в рамках более узконаправленных программ индустрии интегральных схем.

Россия

В России же в отдельных документах говорится о важности поддержки разработок на базе открытых архитектур, но об RISC-V нигде не упоминается. Инструменты поддержки не сформированы.

С поддержкой RISC-V и в Китае, и в России ситуация сложная, но тем не менее в КНР такая поддержка есть и применяется, а в РФ ее нет.

Если говорить про отрасль в целом, арсенал инструментов поддержки у обеих стран сопоставим, но объем поддержки в Китае — только по открытым источникам — исчисляется в десятках миллиардов долларов. В России такого объема нет. Более того, с текущего года в федеральный бюджет не заложено финансирование новых проектов. И в завершение, с 2025 года в России отменяются налоговые льготы для предприятий радиоэлектронной промышленности, и налог на прибыль для них повысится с 3% до 25%. Данное обстоятельство несет риск замедления темпов развития отечественной радиоэлектронной отрасли и не позволит направить дополнительные средства на развитие производства, повышение заработной платы сотрудникам, расширение производственных мощностей и увеличение объемов отгрузки востребованной продукции.

Generic filters
Exact matches only

Показать все

Generic filters
Exact matches only

Показать все